Да здравствуют традиции?!
Свадьба, даже самая современная и самая городская, оплетена, окутана, пронизана традициями, как эфир радиоволнами. Казалось бы, чего проще? Двое достаточно взрослых и самостоятельных молодых людей решили, что вести хозяйство, зарабатывать деньги и рожать детей им вдвоем гораздо легче (и приятнее), чем поодиночке. Решили — и начали. Ан нет! Родня и общественность возмущается: без свадьбы — низя-я-я! Так что свадьба сама по себе — это тоже традиция, в свою очередь состоящая из десятков, если не сотен других, помельче традиций, правил, обрядов, примет...
...Современная свадьба многое позаимствовала из свадебного обряда славян. Некоторые традиции не прошли испытания временем, другие стали практичнее, наконец, третьи естественным образом вписались в контекст сегодняшнего дня.
Народная свадьба разыгрывалась по определенному сценарию. Всем участникам давались свадебные чины. Жених и невеста уподоблялись князю и княгине. Близкая родня и почетные гости именовались большими боярами, дальняя родня и гости попроще — меньшими. Обязательными персонажами были: дружка — женатый мужчина, хорошо знавший обычаи, балагур и весельчак; сват и сваха, выполнявшие обрядовые обязанности вместе с дружкой; подженишники и подневестницы. Слуги играли роли фонарщиков, свечников, каравайщиков, конюшенного. Нередко приглашались вытница и колдун. Символическим смыслом свадьбы был переход девушки из рода отца в род мужа, то есть под покровительство духов мужнего рода, поэтому, чтобы новая семья была здоровой, плодородной, счастливой, обязательным считалось совершение охранительных обрядов.
Утром в день свадьбы невесту наряжали и причесывали, она прощалась с родителями и подругами. В это время в доме жениха готовились к выкупу невесты. Свадебный поезд — богато украшенные тройки — по пути к дому невесты ожидали препятствия: например, перекрывали дорогу и за право проезда брали деньги. Переговоры с представителями невесты вел дружка. Он же обычно выкупал косу невесты и место рядом с ней. Для этого дружка должен был отгадать загадки и одарить подружек молодой деньгами, сладостями, лентами. Затем жених занимал за праздничным столом место рядом с невестой, на возвышении, а вокруг рассаживались в соответствии с чинами родственники и гости. Начинался пир.
Венчание имело официальную силу и разделяло свадьбу на две части: в доме невесты и в доме жениха. Сейчас праздник тоже начинается в доме невесты, а после того, как молодые расписываются в загсе, они едут к родителям жениха. Но в былые времена и в том и в другом доме собирались целые пиры, теперь же все ограничено фуршетами. Празднество переместилось в столовые, кафе, рестораны. Повенчаться молодые могут в тот же день, а могут и много позднее, а если не хотят — то и вовсе не венчаются.
Перед отъездом к венцу молодых хлебом и образами благословляли родители невесты, которая должна была рыдать и причитать. Невеста ехала с двумя свахами на санях или телеге, жених же скакал верхом на коне и должен был приехать к церкви раньше нее. Свадебный поезд сопровождали певуны и плясуны, а дружка заботился обо всех предосторожностях, охранял от сглаза, читая молитвы и заговоры. Заметим, что лицо невесты было скрыто за покрывалом вплоть до венчания. После пышного обряда молодых поздравляли, обсыпали коноплей и льном в знак будущего благосостояния. Затем новобрачные отправлялись в дом жениха. На пороге их торжественно встречали хлебом-солью его родители.
Гости рассаживались за праздничным столом. Начинался пир, но только не для жениха и невесты: молодая должна была плакать, выражая тоску разлуки с родителями, и им обоим нельзя было кушать. Невеста подносила подарки новой родне, а гости одаривали молодых. При этом постоянно требовали целоваться под предлогом того, что кушанье или напитки горьки. Во время застолья происходило «окручивание» невесты: свахи, скрыв ее от гостей куском тафты, расплетали девичью косу, расчесывали волосы гребнем, смоченным в меде с вином, укладывали их в виде кос или жгутов и надевали женский головной убор.
После пира новобрачные провожались в «спальню», роль которой исполняли сеновал, хлев или баня: считалось, что им нельзя провести первую ночь «под землей», то есть почти в могиле, а многие дома имели земляной потолок. С пира они уносили с собой курицу, завернутую в скатерть. Это была единственная для них еда за весь день. Выказывая свою покорность, жена снимала с мужа сапоги, в один из которых он клал деньги в знак того, что будет ее прилично содержать. Наутро молодых «вскрывали». Рубашка жены или простыня свидетельствовали, была ли невеста честной до свадьбы.
На второй день наконец-то разрезали свадебный каравай, испеченный в доме невесты накануне свадьбы, и угощали им гостей. Кроме того, молодые должны были показать свои хозяйственные навыки: отделить деньги от сора, наколоть дрова. В этот же день было принято ходить на блины к теще. Впрочем, свои кулинарные способности нередко показывала и сама молодая жена...